Глава Duolingo предсказывает: школы станут центрами социализации, а ИИ возьмёт на себя обучение

В начале мая 2025 года генеральный директор Duolingo Луис фон Анн сделал резонансное заявление, которое вызвало бурные обсуждения в образовательной и технологической среде. В интервью Business Insider он высказал уверенность в том, что уже в ближайшие десятилетия искусственный интеллект станет основным источником обучения для большинства учеников, тогда как школы трансформируются в пространства социализации, группового взаимодействия и психологической поддержки.

По его словам, «традиционное обучение, построенное на лекциях и классах, устаревает. Большинство контента в будущем будет передаваться ИИ-системами, а роль учителя всё больше будет напоминать коуча или тьютора — человека, который помогает, поддерживает и направляет».

Что стоит за этим прогнозом?

Duolingo уже несколько лет развивает и активно внедряет генеративные модели искусственного интеллекта для персонализированного языкового обучения. Платформа известна тем, что делает акцент не только на геймификацию, но и на адаптивность — каждому пользователю подстраивается индивидуальный путь обучения на основе успехов и ошибок. В 2023–2025 годах компания начала использовать GPT-модели для создания виртуальных собеседников, корректировки ошибок в реальном времени и даже имитации живых диалогов на иностранных языках.

В этом контексте заявление фон Анна выглядит не как футуристическая мечта, а как логичное продолжение стратегии Duolingo. Он отметил, что уже сейчас более 75% пользователей платформы не имеют доступа к живому преподавателю, но успешно осваивают языки с помощью ИИ-наставников.

Школа как социальный хаб

Согласно видению CEO Duolingo, школа будущего — это не столько учебный класс, сколько центр общения, развития soft skills и психоэмоциональной устойчивости. Там дети будут учиться работать в команде, обсуждать идеи, взаимодействовать с наставниками, получать помощь от психологов и менторов. «Контент больше не требует физической передачи. Он живёт в цифровом мире. Но люди всё ещё нуждаются в людях», — подчёркивает фон Анн.

Такая трансформация предполагает переосмысление всей образовательной инфраструктуры: вместо длинных классов и доски — коворкинги, медиа-пространства, капсулы для фокусной работы, кабинеты менторства, зоны цифровой тишины. Учитель — больше не носитель знания, а медиатор, коуч, фасилитатор.

Глава Duolingo предсказывает: школы станут центрами социализации, а ИИ возьмёт на себя обучение

Где здесь место учителю?

Несмотря на спорность тезиса о замене преподавателя ИИ, фон Анн не отрицает важности человеческого участия в процессе. Но он убеждён, что оно должно быть переформатировано с «лекционного» в «поддерживающее». ИИ может донести до ученика информацию и проверить задание. Но именно наставник поможет осмыслить, дать обратную связь, услышать эмоции, предложить стратегию преодоления трудностей.

Он также акцентировал внимание на необходимости переподготовки педагогов. В новой системе учителю придётся освоить не только цифровые инструменты, но и навыки эмоционального интеллекта, фасилитации, коучинга, критического мышления. По мнению Duolingo, те, кто примет эти вызовы, станут ключевыми фигурами школы будущего.

Риски и скепсис

Прогноз Duolingo, разумеется, вызвал критику. Эксперты в сфере образования отмечают, что не все ученики одинаково успешно справляются с самообучением, особенно без живого контакта. Кроме того, вопрос цифрового неравенства и доступности ИИ-технологий остаётся открытым: не каждая школа и семья может позволить себе постоянный доступ к устройствам и стабильному интернету.

Также звучат опасения о «обезличивании» обучения, потере гуманистической составляющей, и даже о перегрузке цифровой средой, особенно у младших школьников. Некоторые эксперты настаивают на том, что никакая модель, даже самая интеллектуальная, не сможет полностью заменить живое взаимодействие, спонтанный диалог, педагогическую интуицию и эмпатию.

Глава Duolingo предсказывает: школы станут центрами социализации, а ИИ возьмёт на себя обучение

Вывод

Заявление Луиса фон Анна стало ещё одним подтверждением того, что мир стремительно движется к новой модели образования — смешанной, цифровой, гибкой и персонализированной. Станет ли ИИ «новым учителем», а школа — «новым клубом общения» — покажет время. Но очевидно одно: роль технологии уже не просто вспомогательная — она становится структурообразующей.

Источник: businessinsider.com

Загляни в будущее :)